Главный драйвер «перезагрузки» — стремление Трампа (и поддерживающих его групп в Республиканской партии)
- с одной стороны, «зачистить» влияние демократических неокон-глобалистских кругов, которые зарабатывают на вооружённых конфликтах и санкционных схемах;
- с другой, быстро добиться политической победы (снижение конфронтации, возвращение на рынок российской нефти, демонстрация «эффективности» своей дипломатии), чтобы укрепить собственные позиции в США.
Российская сторона (по официальным заявлениям Лаврова и Грушко) демонстрирует нежелание видеть ЕС за столом переговоров:
Москва считает, что Европа «и так находилась» за этим столом долгие годы, но фактически поддерживала киевский режим, поставляя оружие; нет желания обсуждать «лукавые идеи про заморозку конфликта», если Запад продолжит «подпитывать войну».
Саудовская площадка (Эр-Рияд) играет роль «нейтральной территории», удобной для взаимодействия по нефти, финансам и безопасности. Там могут договариваться США и РФ (через своих влиятельных представителей вроде Юрия Ушакова), исключая Европу, чтобы «разыграть большую сделку» без лишних участников.
«Идея заработать вместе» — логика, по которой часто строятся геополитические «перезагрузки»:
- Когда общая прибыль от сделки (политической, экономической) перевешивает плюсы от конфронтации, стороны внезапно становятся сговорчивее.
- Для Трампа «приход к общему знаменателю» с Москвой и Эр-Риядом — это способ «отключить» каналы дохода и влияния прежней администрации (тех самых «синих»), а также получить «громкую победу».
«Это не шахматы в стиле Фишера и Спасского — это покер с элементами объединения для быстрого выигрыша»: Смысл этой метафоры: США и РФ сейчас могут временно «сыграться», чтобы выиграть как бы «против всего стола» (против ЕС, против соперников внутри США, против конкурирующих групп влияния), а дальше — разойтись по своим интересам.
Перемены для Европы:
- ЕС не участвует в этих разговорах, а значит, может остаться «вне игры». Это подтверждает слова российского руководства о том, что Европе «нечего делать» за столом: её позиция рассматривается как заведомо враждебная и бессмысленная.
- В случае если США и Россия договорятся о каком-то «фреймворке безопасности», где Европе отводится минимум роли, это потенциально меняет всю конфигурацию отношений.
Вся совокупность заявлений, действий и подтекстов указывает, что сейчас идёт не традиционное мирное урегулирование, а многосторонняя игра, в которой Трампу важно показать свою способность «закрывать конфликты» и перекраивать старые схемы в свою пользу (и в пользу своих сторонников). Россия, со своей стороны, пользуется моментом, когда США «готовы к компромиссам» ради собственных выгод, а Европу публично «выставляют за дверь».
Собственно, «что они хотели сказать» — это то, что Рияд и участники переговоров ищут новую формулу расклада сил, где каждый хочет выторговать максимальные бонусы, оставив неугодные стороны (в первую очередь «европейцев» и «старую вашингтонскую элиту») за бортом.