Что может спасти Россию?

13 июня 2022, 21:36
Со всех сторон россиян с начала войны призывают выступить против нее открыто, сменить власть, остановить катастрофу. На россиян злятся в Украине — за то, что они не выходят на площади.

Россиянам пеняют уехавшие профессиональные оппозиционеры — за то, что не выходят, что молчат. На россиян злятся даже собственные пропагандисты — за то, что поддерживают спецоперацию недостаточно ретиво. Мол, вы тут по фестивалям и ресторанам ходите, а в ЛНР наши отважные парни погибают. Нет бы баннер с Z повесить, как в Белгороде!

Некоторые уехавшие сердито пишут оставшимся, как вы можете ходить по театрам и кафе, когда происходит такое. Сами они, при этом, сидят в кафе и театрах в других странах, но им можно, потому что они, как модно говорить в этой тусовке, «релоцировались».

И борцы с режимом, и цепные псы самодержавия ретиво составляют списки врагов, которых при случае можно будет судить, казнить и деклассировать. Иногда одни и те же люди попадают во все списки разом. И к патриотам, и к оппозиции.

Высокопоставленные сторонники войны яростно и беспощадно дерутся друг с другом за контроль над оккупированными территориями. Обеспеченные противники войны делят соотечественников на хороших и плохих русских и уже ругаются за свои будущие портфели и роли в прекрасной России будущего.

При этом все «властители дум» как-то забыли про россиян. Которые молчат, запасаются продуктами впрок, ищут пропавшие редкие лекарства, хоронят вдали от телекамер своих погибших сыновей, мужей, братьев и просто живут, никому особо не нужные до поры.

А забывать о них точно не стоит. Потому что и нынешняя власть, и те, кто мнит себя властью будущей, будут рано или поздно иметь дело с жителями собственной страны. Нынешние правители столкнутся с народом, когда война будет очевидно и бесповоротно проиграна. Будущие управленцы — когда надо будет строить страну заново, по демократическим и цивилизованным лекалам. И если в этот момент все опять сведется к спискам врагов, то никакого вменяемого будущего у России не будет.

Давайте представим себе, что через три-пять лет война завершится. Поражением нынешней России, которое видится неизбежным, если Европа и США подключатся в полной мере к боевым действиям. В Москву вернутся увенчанные сединами борцы с Путиным, выпустят из тюрьмы Навального и начнут реформировать изувеченное путинскими годами государство.

Какие реформы нужны стране? Например, снижение роли государства в экономике, упразднение госкорпораций и превращение их в десятки частных компаний, изменение судебной системы, здравоохранения и образования. Отказ от налогов для малого и среднего бизнеса и многое другое.

Это будут красивые и многообещающие планы, но они сразу же столкнутся лоб в лоб с россиянами. Потому что более 50% экономически активных жителей России сегодня работают в бюджетной сфере, а еще 10% — в госкорпорациях. К моменту окончания войны и смены власти ситуация не изменится — скорее наоборот, на государство будут работать не 50, а 70% россиян. Просто потому что под тотальными санкциями и в условиях войны частный бизнес очень плохо выживает, а единственным платежеспособным работодателем остается государство.

И вот, в этой ситуации начинаются реформы. РЖД, Ростех, Росатом, Роснефть, Газпром и десятки других компаний дробятся на куски и уходят частным владельцам (что безусловно нужно и правильно). Частные владельцы видят тысячи совершенно бесполезных и мало что умеющих офисных сотрудников, из которых к делу в условиях реальной рыночной конкуренции можно пристроить 10-20%, а остальных лучше сразу уволить. Без работы остается от 500 до 700 тысяч офисных людей, которые гордо называют себя менеджерами, HR-специалистами и прочими коучами и управленцами. Они привыкли жить на хорошую зарплату и бонусы, но не привыкли работать по-настоящему, не привыкли рисковать и принимать решения.

Параллельно идет реформа здравоохранения, которое у нас бесплатное, но бестолковое. Логично было бы сохранить бесплатную медицину для узкого круга стариков и детей, а всех остальных перевести на систему страховок и коммерческие рельсы. На улице оказывается еще под миллион вчерашних терапевтов, медсестер и других врачей, которым не найдется места в коммерческой медицине.

Происходят изменения среди силовиков и правоохранителей. ФСБ, МВД, Росгвардия, армия, прокуратура, следственный комитет — выпускают на рынок труда еще пару миллионов человек, большинство из которых обижены и оскорблены всем происходящим.

В России вновь будет ситуация, похожая на начало 90-х годов, когда большая часть населения занималась выживанием, потому что оказалась не приспособлена к реалиям современной жизни. Да многие и не хотели к ним приспосабливаться, предпочитая страдать о стабильном прошлом.

Добавьте сюда неизбежные для проигравшей страны настроения в обществе, существенная часть которого будет воспринимать себя жертвой несправедливости и не примет политиков-возвращенцев.

Это приведет к тому, что новые правители уже через четыре года столкнутся с нерешаемой проблемой — выборами. Которые должны быть честными и демократическими. Но на которых нет ни одного шанса победить честно и демократично. Потому что несколько миллионов человек после долгой сытой жизни оказались без стабильного дохода. Потому что еще пара десятков миллионов избирателей страдает реваншистскими настроениями. Потому что в условиях демократии активно работают партии и политики радикального толка: новые левые, новые правые, фундаменталисты и прочие персонажи с горящим взором и потными ладонями.

Безработные и обиженные россияне верят им, слушают их, и, с большой вероятностью, проголосуют за них, а не за новую демократическую власть. Которой на выборах светит в лучшем случае 20-25% поддержки.

Россия уже проходила это в 90-е, когда выборы выигрывали коммунисты и ЛДПР, а в парламенте сидели откровенные черносотенцы. Тогда не получилось найти выход из ситуации. Все закончилось приводом во власть Путина. А как закончится в нашем с вами будущем?

Какое решение перед грядущим поражением на честных выборах примут оппозиционеры, которые все годы своей борьбы и эмиграции посвятили составлению списков врагов и мечтам об изощренном наказании своих противников? Поддадутся они соблазну сфальсифицировать результаты, рассадить радикалов по камерам, врубить пропаганду во всех СМИ, чтобы сохранить власть? Или пойдут на выборы, говоря со своими избирателями на разных языках, проиграют с грохотом и уступят место очередным персонажам с имперскими и реваншистскими идеями?

Россия опять окажется в ситуации выбора между плохим и очень плохим. Его можно избежать только одним способом — узнать и понять собственных соотечественников. И начать долгую, неблагодарную и мучительную работу по их просвещению уже сейчас.

Просвещение дает человеку возможность почувствовать себя человеком, а не мешком мяса и костей, управляемым животными инстинктами. Оно дает возможность научиться мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать, делать выводы, критически смотреть на происходящее. Оно дает и прикладные знания, позволяющие получить работу, которая будет не только кормить, но и нравиться, получить профессию, которая позволит гордиться своим трудом и своими успехами, а не чужими победами далекого прошлого.

Просвещение расцвечивает мир человека разными красками, позволяет смотреть на вещи шире, видеть больше, думать чаще, оценивать себя иначе.

Публичным просвещением занимаются сегодня единицы. Борис Акунин, Тамара Эйдельман, Николай Солодников, Александр Сокуров, Юрий Шевчук, Светлана Сорокина, еще несколько десятков человек с меньшей аудиторией. Большинство же предпочитает составлять проскрипционные списки и впадать в экстаз от слова «люстрация». 

В России сегодня все плохо со СМИ, но хорошо с интернетом, который не могут победить ни Роскомнадзор, ни прочие старательные троечники. И россияне по-прежнему смотрят youtube, читают тг-каналы. Многие хотят отвлечься от войны, узнать что-то об истории своей страны, но не могут, потому что предложение сильно меньше спроса, а пропагандистов от истории и культуры больше, чем тех, кто может рассказывать интересно и непредвзято.

Это в том числе и формирует сегодня мировоззрение российского общества. Почти никто не объясняет, почему все сказки про страшный НАТО не более, чем сказки, почему развалился СССР и что в нем на самом деле происходило. Почему венгры, чехи, прибалты, румыны не любят Россию и имеют на это полное право. Что сменяемость власти не минус, а плюс для укрепления государства. Что искусство помогает смотреть на мир под разными углами, а не оскорбляет чувства верующих.

До конца войны еще много времени. И те, кто хочет для России большого и достойного будущего вместе с Европой, могут спасти ее от извечного выбора, описанного выше. Для этого нужно переключиться с беспощадной грызни с соратниками по борьбе на просвещение жителей своей страны. Сделать их своей аудиторией и приложить максимум усилий, чтобы эта аудитория заинтересовалась тем, что ты ей рассказываешь, задумалась.

Тогда, возможно, на первых послевоенных выборах новые демократические политики наберут 40-45%, а не предсказанные нами 20-25%.