Петроагрессия

22 мая 2024, 20:37
В книге «Петроагрессия: когда нефть вызывает войну» Джефф Колган на основе базы данных о межгосударственных конфликтах с применением военной силы в 170 странах в период с 1945-го по 2001 год исследовал математическую зависимость между размером нефтяной ренты и агрессивностью государств.

Его исследование показало, что для петрогосударств вероятность развязать международный конфликт на 250% выше, чем для обычных стран. Он также обнаружил, что страны с чистым доходом от экспорта нефти свыше 10% ВВП – самые воинственные в мире. Они склонны к межгосударственным конфликтам с применением военной силы, и в период после Второй мировой войны были скорее зачинщиками, чем жертвами, международных конфликтов. Петрогосударства принимали участие в вооруженных конфликтах на 50% чаще, чем обычные страны.

Терри Линн Карл подчеркивает, что нефтяной бум может значительно повышать самонадеянность петроэлит, вызвав у них иллюзию возможности осуществлять «политику без границ». Пребывающие в экстазе от потока нефтедолларов лидеры склонны считать существующий уровень доходов от энергоресурсов вечным, переоценивают национальные возможности, проводят неосторожную и импульсивную политику, названную Карлом «петроманией». Поскольку ресурсная рента видится им как «манна небесная», они запускают щедрые программы госрасходов.

Высокие нефтяные доходы увеличивают политическую автономию лидера, снижают его подотчетность гражданам и ответственность за принятые политические решения, а также расширяют военные бюджеты и военный потенциал нефтедобывающих государств. Наконец, лидеры таких государств также вероятно, будут более склонны к риску ради достижения желаемых политических результатов. Сочетание лидера, склонного к риску, финансовых ресурсов для военных нужд и высокого уровня политической автономии от общества, которую создают нефтяные доходы, повышает внешнеполитическую агрессивность петрогосударств и безответственность их лидеров, что часто приводит ко внешнеполитическим конфликтам».

(«Неприкосновенный запас», №4, 2019)

Четыре последние спецоперации Россия начинала при ценах на нефть (с учётом долларовой инфляции, т.е. в современных ценах) около $100 за баррель: Афганистан в 1979, Грузия в 2008, Крым в 2014 и Украина в 2022 (2022-й не вошёл в график; в феврале 2022 года она стоила $93, в марте 2022-го - $139 за баррель).

Кстати, заодно можно увидеть, сколько стоила нефть в 1990-е в современных долларах - $18-34 за баррель.

Это ответ на нынешнюю рефлексию московской сетевой интеллигенции «о 90-х». При такой цене нефти иной жизни и не могло быть.

Если сейчас Россию погрузить на 10-12 лет в жизнь при нефти по $20 за баррель, то тоже жизнь станет очень горькой.