Греция в прошлом веке была одним из лидеров мирового судостроения

22 ноября 2024, 10:22
Азия стала центром кораблестроения: на три лидирующие страны приходится 94% этой отрасли, и один только Китай контролирует 51% от объема от объема строительства грузовых судов по водоизмещению.

Россия, к слову, замыкает топ-10 стран с удельным весом в 0,27%.

Всегда интересовал вопрос, как Греция, которая в прошлом веке была одним из лидеров мирового судостроения (например, большая часть паромов в мире была греческого производства), потеряла положение в отрасли, да и вообще свою промышленность, после вступления в ЕС. Можно подумать, что это как-то связано с евробюрократией. Но, видимо, проблема всё-таки в самих греках и их социалистических взглядах. А. Виноградов из БизнесОнлайн описывает ситуацию в греческой экономике после войны:

"Греция активно развивалась по инвестиционной модели: так, в III четверти XX века среднегодовой рост экономики составлял порядка 7%. Более того, Греция была в некоторых аспектах флагманом мировой индустрии – всемирную известность сыскало себе греческое судостроение. 

В 1975 году Греция избавилась от диктатуры «черных полковников», реформировалась в парламентскую республику, а в 1981 году стала частью ЕС. Тогда же к власти в стране пришли социалисты из ПАСОК, после чего был провозглашен курс на создание в Греции социального государства. Тут нужно отметить, что еще с военных времен в Греции были сильны коммунистические настроения, но по итогам войны страна в социалистический блок не вошла. Этот поворот и сыграл ключевую роль в дальнейшем развитии событий.

Госсектор в экономике вырос до совершенно неприличных значений, явлены свету были такие достижения трудового народа, как наследуемые пенсии и 14 годовых зарплат (в дополнение к 12 стандартным добавлялись еще и выплаты на Пасху и на Рождество). Парламентские партии соревновались между собой в социальности, ибо только она могла обеспечить голоса избирателей; достаточно сказать, что до начала кризисных явлений в греческой экономике пенсионный возраст у мужчин составлял 55 лет, у женщин – 50 лет. Наконец, вполне закономерно начал расти внешний долг.

В это же время в мире пошла глобализация уже вполне современного вида – со всем спектром технологий, в первую очередь из сфер обработки информации, финансово-банковской деятельности, строительства и логистики. Из «века позора» и «культурной революции» воспрял Китай, готовый предложить миру океаны дешевой рабочей силы в обмен на инвестиционный капитал и доступ к технологиям. Не отставали и прочие «азиатские тигры», тогда еще «тигрята». Привело это к тому, что примерно с 1980 года основа греческого роста предыдущих лет – промышленность, в первую очередь судостроительная (со всеми свойственными ей мультипликаторами воздействия на смежные отрасли), – стала фундаментально проигрывать в конкурентной борьбе.

Следующие два десятка лет, до рубежа веков, являли собой суперпозицию нескольких трендов. Во-первых, деградация греческой промышленности продолжалась. За судостроительством ушел и судоремонт – первое разместилось в Китае и Южной Корее, а второй разошелся по миру, закрепившись в том числе и в избавившейся от апартеида ЮАР, вернувшейся таким образом в «семью цивилизованных народов». 

Вступление в еврозону ничего не изменило – по сути, ситуация лишь ухудшилась. Приняв евро как основную валюту со всеми присущими ей преимуществами (упрощенный доступ к капиталу, обнуление курсовых рисков, снижение процента по займам, более низкие издержки на доступ к де-факто общему рынку сбыта), Греция лишилась фактически единственно доступного ей инструмента поддержания конкурентоспособности собственной экономики – возможности девальвировать свою валюту.

Поначалу положительные эффекты перевешивали, фундаментально необоснованный рост благосостояния продолжался, дешевые кредиты, которые страна вполне могла обслуживать, позволяли увеличивать уровень жизни населения, но в 2008–2009 годах внезапно оказалось, что денежная река пересохла, страна в долгах, которые непонятно как отдавать, а средства заработка отсутствуют – одним туризмом и эксплуатацией эллинских артефактов сыт не будешь. Сыграли свою роль и траты на Олимпиаду в Афинах в 2008 году – огромные расходы не окупились, что еще больше подорвало греческую казну"