Например, это были социолог Питирим Сорокин и менее известный сегодня в России, но очень известный в США социолог Николай Тимашев. Он родился в 1886 году в семье министра путей сообщения, из знатного дворянского рода. Был близок к кадетской партии. В США – профессор Гарварда, у него учились оба сына президента Рузвельта.
Читая биографию Тимашева, увидел у его дочери акцент на знатности их рода:
«Наш род очень старинный, он берёт свое начало от потомков Чингиз Хана, несколько веков назад обосновавшихся в Астраханской губернии».
Всегда поражала эта страсть высшей аристократии России подчёркивать свои инородческие корни.
Ну а что касается Питирима Сорокина и его конвергенции, то, оказывается, он сотрудничал по этой теме с одним знаменитым советским разведчиком. Об этом есть упоминание в книге «Питирим Сорокин: избранная переписка», 2009, изданной при поддержке региональной власти Коми (там Сорокин считается «самым великим представителем народа коми в истории»).
«Другим интересным каналом передачи теорий Питирима Сорокина Советскому Союзу стали дискуссии с разведчиком Александром Семёновичем Феклисовым (псевдоним – А.С.Фомин), который был непосредственным участником урегулирования Карибского кризиса 1962 года. Обнаруженные письма подтвердили уважительные отношения между учёным и разведчиком. Согласно автобиографическим запискам Феклисова, с Сорокиным они встречались четыре раза. В ходе их встреч (в том числе и дома у Сорокина) обсуждалось положение дел в России, сложности советско-американских отношений, а также возможность визита П.А.Сорокина в СССР. В своей книге Феклисов называет Сорокина «патриотом нашей Родины» и «одним из выдающихся социологов двадцатого столетия».
Активная антивоенная общественная позиция Сорокина была широко известна. Альберт Эйнштейн в письме к Сорокину писал, что был поражён его мыслями, изложенными в газете «Нью-Йорк Таймс». В связи с этим Эйнштейн обратился к Сорокину с просьбой распространить его статью в виде обращения, подписанного представителями интеллектуальной элиты».
Конвергенцию Сорокин определял так:
«Разработанная Сорокиным теория конвергенции гласила, что «если человечество избежит новых мировых войн, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьёзных дефектов каждого типа».
Почему Питирим Сорокин был не просто апологетом конвергенции, но, как выясняется, и посредником в разрешении Карибского кризиса. А потому что президент Джон Кеннеди был его студентом в Гарварде, и Сорокин имел к нему доступ. Очень интересное направление для истории наших спецслужб, но вряд ли мы скоро узнаем правду о том событии (наша внешняя разведка с огромным скрипом рассекречивает в год по чайной ложке только события не раньше 1940-х).