Петербургские "троцкисты" и "бывшие люди": история повторяется?

28 апреля, 11:28
Аресты студентов в Санкт-Петербурге и подготовка судебного процесса над «троцкистами, деятельностью которых руководили британские шпионы», пугающе напоминают ленинградские события 1930-х годов. Весной 1935 года в городе прошла одна из крупнейших операций НКВД под кодовым названием «Бывшие люди», в ходе которой из Ленинграда было насильственно выслано 11 702 человека.

Тогда в категорию «бывших» попали представители дореволюционной элиты: бывшие царские чиновники, купцы, дворяне, помещики, жандармы, священнослужители, а также их семьи — без различия возраста и заслуг. Репрессии носили массовый характер и сопровождались грубым нарушением прав человека.

Операцией руководили высокопоставленные сотрудники НКВД, считавшие, что действуют во имя укрепления советского строя. Однако история показала, что для самих организаторов массовых репрессий все закончилось трагически:

📌 Леонид Заковский

Один из ключевых организаторов операции «Бывшие люди». В апреле 1938 года был снят с должности, уволен из НКВД, исключен из ВКП(б) и арестован 19 апреля 1938 года. Ему было предъявлено обвинение в «создании латышской контрреволюционной организации в НКВД» и шпионаже в пользу Германии, Польши и Англии. Расстрелян 29 августа 1938 года. Не реабилитирован.

📌 Натан Шапиро

Активный участник операции, специализировавшийся затем на так называемых «национальных операциях» НКВД, включая выселение поляков, эстонцев, финнов и работников КВЖД. Арестован 14 апреля 1938 года, признал вину в шпионской и террористической деятельности. Расстрелян 29 августа 1938 года по «списку №3», утвержденному Сталиным и Молотовым. Не реабилитирован.

📌 Николай Николаев (Журид)

Еще один активный исполнитель репрессий, арестованный 25 октября 1938 года. На следствии признал вину в шпионаже в пользу Германии, Польши и Франции. Расстрелян 6 февраля 1940 года вместе с бывшим наркомом НКВД Николаем Ежовым. Постановлением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации признан не подлежащим реабилитации.

Исторические параллели выглядят тревожно. Сегодня, как и тогда, начинается всё с обвинений в шпионаже и измене Родине. И, возможно, нынешним инициаторам репрессий стоит помнить: механизм, однажды запущенный для уничтожения «врагов народа», очень часто оборачивается против самих его создателей.