Правители Москвы никогда не пытались отбить город у врага, бросая его на растерзание

18 июня 2024, 11:56
Воспетое в былинах московских баснописцев “татаро-монгольское” иго, можно сказать, что Москвой, на самом деле, не правило.

Да, царь Золотой Орды выдавал московским князьям ярлык на правление, но по факту это был военный договор, за который надо было платить.

Кому же, на самом, деле принадлежала Москва - сказать сложно. Как и сложно сказать, с кем, в действительности сотрудничал Сарай.

 В 1376-1381 годах, в разгар войны между Генуей и Венецией, Москова поддержала сторонника Венеции - царя Тохтамыша, выступив против темника Мамая - прокси генуэзцев. 

На России конечно же эту трактовку событий того времени не найдете. Там вам расскажут миф о Куликовской битве, как о попытке выйти из-под "ордынского ига".

Но нам интересно другое. 

Как себя вели правители Москвы, при виде превосходящих сил противника? 

В 1382 году их царь - Тохтамыш идет на Москву, и мужественный Дмитрий Донской героически бросает город и из последних сил бежит на Волгу.

В 1408 году во время похода Едигея на Москву, сын Дмитрия Донского, Василий, использует тактику отца, точно также бросает город и героически бежит в Кострому.

В 1439 году царь Улу-Мухаммед - основатель Казанского царства, осаждает Москву, но московский князь Василий II Темный, героический внук Дмитрия Донского, сбегает в Заволжье, бросив город.

В 1521 году во время вторжения войск Крымского царства, князь Василий III отважно бежит из Москвы в Волоколамск. Примечательно, что в то же время осажденная Рязань отбила штурм врага.

В 1571 году во время похода крымского царя Девлет-Гирея на Москву из города что? Правильно! Бежит самозванец Иван Васильевич Грозный! Крымский царь очень сильно искал с ним встречи, ибо очень сильно хотел понять откуда взялась “Ложная грамота”, по которой Грозный называл себя наследником Двух Римов.

В 1572 году Иван Грозный также не стал утомлять противника своим присутствием, и во время нового крымского похода на Москву, опять бежит из города в сторону Новгорода. Москву тогда не сожгли, но и самозванец Грозный не пострадал.

Надо сказать, что и в XIII веке владимирские князья поступали точно также. Такая модель поведения является нормой московских правителей, когда они сталкиваются с реальной военной угрозой.