"Русский" народ находится в состоянии постоянной болезни - недоедания

11 мая 2024, 14:39
Известный медик профессор Л.А.Тарасевич на Х Пироговском съезде в 1907 году высказал мнение, что «русский народ находится в состоянии постоянной болезни - недоедания («хроническое неполное голодание»), причем достаточно небольшого ухудшения, чтобы начались все ужасы голода».

Известный медик профессор Л.А.Тарасевич на Х Пироговском съезде в 1907 году высказал мнение, что «русский народ находится в состоянии постоянной болезни - недоедания («хроническое неполное голодание»), причем достаточно небольшого ухудшения, чтобы начались все ужасы голода».

Как раз читаю, как выглядел хронический полуголод среди великороссов («Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики», №9, 2017).

В 1905-1907 году в России случился полуголод, и сердобольные общественные организации Англии отправили корреспондентов, чтобы те на местах изучили вопрос – на что и сколько собирать англичанам денег на спасение русских. Заодно это было описанием англичанами жизни русских крестьян в то время.

«В апреле 1906 г. газета «Yorkshire Post and Leeds Intelligencer» опубликовала обращение... «В подобные времена можно наткнуться на сарай, наполовину занесённый снегом, с окнами, замазанными навозом, чтобы сохранить тепло, с соломенной крышей, наполовину сгнившей и уже наполовину отсутствующей, поскольку пошла для топки печи или на корм скоту. Вы открываете дверь в эту избу и попадаете в помещение, наполненное духотой и отвратительным смрадом. В тусклом свете вы различаете огромную печь, покрытую копотью, как и стены с потолком. В этом пространстве живёт по крайней мере одна, а очень часто две или три крестьянских семьи. Можно заметить свернувшегося в углу маленького мальчика, у которого нет одежды, чтобы дойти в мороз в школу. Здесь также находят приют и мелкие животные: телята, ягнята, поросята, – все сбились в кучу, чтобы сохранить тепло, а единственным скудным топливом является навоз.

Для детей не было молока, ягнята выглядели не толще канатной веревки. Непривычных посетителей картина голода бросает в дрожь».

«В августе 1906 г. газета «Edinburgh Evening News» опубликовала статью, в которой говорилось, что к концу сентября голод может охватить Казанскую, Симбирскую, Самарскую и Саратовскую губернии. Количество зерна, необходимое для стабилизации ситуации, составляло около 800 тыс. тонн, примерной стоимостью в 4 млн фунтов стерлингов».

«Британские журналисты опубликовали материал о заседании Вольного экономического общества, на котором был представлены образцы хлеба из голодающих губерний. Некоторые образцы выглядели как плохо испеченные куски земли, другие – как тёмные массы со странными серыми полосами. Так же был представлен образец муки из Казанского уезда. «Никто не узнал в нём муку. Она была похожа на разновидность жёлтой пыли, которая на ощупь напоминала грубо размолотую землю. Сотни и тысячи мужчин, женщин и детей ежедневно едят этот хлеб и муку, что приводит к ужасным последствиям для внутренних органов».

«В газете «The Times» было опубликовано письмо, в котором сообщалось: «Я только что прибыл в Англию из Самарской губернии, где последние 4 месяца пытался помочь голодающим крестьянам. Люди не просто голодают, их надежда на будущее – крупный рогатый скот – быстро сокращается. К середине ноября (1906 года – Т.) 200 тыс. лошадей и 85 тыс. коров были забиты или погибли только в одной губернии. Этой осенью тысячи человек жили за счёт упавших и собранных желудей и небольшого количества ржи или пшеницы, перемешанного и запечённого в жесткие черные хлебцы. Часто выжимки из желудей смешивали с едой, чтобы придать объём этой ужасной пище. Я глубоко убежден, что даже животные не станут есть подобный состав, который выдавали маленькими порциями даже слабым детям. Последней надеждой голодающих было лежать без движений день и ночь, поскольку каждое движение вызывало болезненное ощущение голода. Как же после нескольких месяцев такой диеты не начаться эпидемиям тифа и цинги!». В обращении говорилось, что если англичане могли бы дать по 1 пенни, они спасли бы жизни 200 тыс. человек в России».