Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании (NCA) заявило в среду, что их расследование под кодовым названием «Операция Дестабилизация» сосредоточено на двух компаниях — Smart и TGR, которые выступали в роли финансового центра для глобальных преступников с крупными наличными активами и лиц под санкциями, использующих криптовалюту вместо банковской системы.
По данным NCA, сеть обслуживала клиентов, включая ирландских наркоторговцев кокаином картель Кинахана, связанных с многочисленными заказными убийствами, а также группы, занимающиеся вымогательством через [IT] программы-вымогатели, и «российские шпионские операции» с конца 2022 года до лета 2023 года.
Эта нелегальная сеть, действующая в более чем 30 странах, демонстрирует растущую взаимосвязь между враждебными государствами и организованной преступностью.
Поскольку экономические санкции вынудили такие страны, как Россия, искать новые способы ведения деятельности на Западе. Этот расследование также подчеркивает увеличивающееся использование криптовалют теми, кто оказался отрезан от глобальной банковской системы.
Генеральный директор по операциям в NCA Роб Джонс заявил, что расследование представляет собой «самую значительную операцию по борьбе с отмыванием денег», которую когда-либо проводило агентство.
«Оно нацелено на прачечную, которая в крупных масштабах объединяет уличные наличные деньги и криптовалюту», — отметил он. «Это история, где переплетаются шпионаж, транснациональная организованная преступность и элитные русскоязычные отмыватели денег и киберпреступники», — указывает Джонс.
Сеть использовала курьеров для сбора наличных денег от преступников в одной стране, например, в Великобритании, в обмен на криптовалюту, при этом наиболее популярной была Tether. Затем наличные отмывались через компании, а эквивалентная сумма становилась доступной в других странах.
Этот взаимовыгодный двусторонний обмен позволял наркобаронам, нажившимся на торговле кокаином, одновременно помогать российским киберпреступникам и элитам отмывать украденную криптовалюту и получать доступ к наличным деньгам, обходя западные санкции.
По данным представителей NCA, Tether заменил биткоин и стал «основной криптовалютой», поскольку его привязка к доллару США позволяет преступникам сохранять стоимость своих средств.
Wall Street-брокер Cantor Fitzgerald приобрёл 5% доли в Tether. Говард Латник, мажоритарный владелец и давний генеральный директор Cantor, стал заметным сторонником этой стейблкоина, который стал одним из ключевых клиентов его компании. Латник, также являющийся сопредседателем переходной команды Дональда Трампа, был в прошлом месяце выдвинут на пост министра торговли избранным президентом США.
По данным NCA, российская государственная медиа-группа RT, находящаяся под санкциями Великобритании, также использовала сеть Smart для тайной передачи денег в поддержку «деятельности русскоязычной медиа-организации в Великобритании». Другие части русскоязычной сети взаимодействовали с криптобиржей, используемой Россией для приобретения западных технологий для ведения военного конфликта на Украине.
По данным NCA, ежегодно через Великобританию или на её территории отмывается более 100 миллиардов фунтов стерлингов, из которых до 5 миллиардов приходится на криптовалюты. Использование криптовалют для отмывания денег значительно возросло в последние годы, чему способствовала пандемия Covid-19, когда ограничения на поездки усложнили перемещение наличных средств.
Компания TGR, имеющая офис вблизи Oxford Circus в Лондоне, а также в Дубае, сотрудничала со Smart, принимая крупные суммы наличных денег от имени её владелицы Екатерины Ждановой.
38-летняя Жданова, проживающая в Москве, появлялась на обложках российских деловых журналов. Министерство финансов США обвинило её в переводе более $100 млн в Объединённые Арабские Эмираты от имени неназванного олигарха, находящегося под санкциями. В прошлом году Жданова сама была внесена в санкционный список США и в настоящее время находится под стражей во Франции.
NCA привело другой случай, когда Smart и Жданова сотрудничали с TGR для перевода более £2 млн для российского клиента, помогая ему обойти проверки на соблюдение принципа «знай своего клиента» (KYC) при покупке недвижимости в Великобритании.
Всего за четыре месяца сеть собрала наличные деньги в 55 различных местах в Англии, Шотландии, Уэльсе и на Нормандских островах. По меньшей мере 22 предполагаемые преступные группы использовали эту сеть.
В рамках расследования NCA арестовало 84 человека, многие из которых сейчас находятся в тюрьме, и изъяло £20 млн в наличных деньгах и криптовалюте. Пять человек, связанных с этой сетью, а также несколько компаний были включены в санкционный список Министерства финансов США. В операции также участвовали ФБР и Управление по борьбе с наркотиками (DEA) США, а также полиция Франции и Ирландии.
Заместитель министра финансов США Уолли Адейемо ранее в этом году заявил, что «террористические группы и другие недружественные силы» используют криптовалюты для обхода санкций.
В октябре генеральный директор MI5 Кен МакКаллум отметил, что Россия и Иран активно используют преступников в качестве посредников — от международных наркоторговцев до мелких мошенников — для проведения операций по саботажу, шпионажу и убийствам в Великобритании.
Согласно данным Национального агентства по борьбе с преступностью Великобритании (NCA), компанией TGR управляют Джордж Росси, его заместитель Елена Чиркинян и Андрейс Браденс. Все трое руководителей TGR были включены в санкционный список Министерства финансов США.
«Через группу компаний TGR российская элита пыталась использовать цифровые активы — в частности, стейблкоины, привязанные к доллару США, — для обхода американских и международных санкций, продолжая обогащать себя и Кремль», — заявил Брэдли Смит, исполняющий обязанности заместителя министра финансов США по вопросам терроризма и финансовой разведки.
NCA отметило, что криптокошельки Smart и TGR регулярно взаимодействовали с Garantex, криптобиржей, которая была внесена в санкционные списки Великобритании и США в 2022 году. Эта биржа была связана с «платежами компаниям за компоненты оружия, использовавшегося Россией в её вторжении в Украину».
Использованная литература: источник